Художник Екатерина Архипова

публикации

Античные игры

Иван Ющенко
журнал «ВладАвиа»
2010 г.

 

Современное изобразительное искусство – галактика, где сосуществуют неисчислимые и разнообразнейшие звездные системы. Античность и поп-арт, барокко и «наив», импрессионизм и «этника», и какие угодно еще школы, периоды, направления и стили со всеми их достижениями доступны зрителю. Таким богатством форм выражения культура еще не владела никогда. По самому скромному счету, миллионы художников претендуют на ваше внимание. Как выбрать, что смотреть, как найти то, что нужно именно вам? Прежде существовали две категории, два ориентира – проверенная временем классика и передовое современное искусство. Сегодня «классика» – топливо для фантастических аукционных спекуляций, а эпитет «современный» стандартно используется для агрессивного маркетинга продуктов, объединенных брендом «актуальное искусство». Остается надеяться на себя, на летучее излишество под названием «вкус», на пресловутое «нравится – не нравится». Работы художника из Находки Екатерины Архиповой – нравятся. Но это не значит, что автор стремится насытить ваш взгляд парфюмерной сладостью.

Выставка Е. Архиповой в галерее «Портмэй» «Античные игры», итог истекшего творческого десятилетия, демонстрирует талант недюжинный, мощный, но не враждебный миру. Мастерство изощренное, прочное и разнообразное, но не хвастливое. Стиль, сформированный на изучении мирового наследия, но не подражательский и не эклектический.

Название подразумевает, что основным мотивом экспозиции будет освоение наследия древних Греции и Рима, и, действительно, подтверждение «античности» и в названиях работ («Амазонские игры», «Нимфы-охотницы», «Фавн и сорока»), и в обилии обнаженной натуры, и во многих пластических решениях. Композиции, например, напоминают классические барельефы. Но то, как отточенно и изощренно они сбалансированы, заставляет вспомнить, что это, прежде всего, игра современного художника с нашим восприятием. Собаки, сопровождающие обнаженных всадников в «Осенней охоте» образуют фриз, а неуловимое движение птиц образует вокруг юношей как бы венец, и, в результате, работа квадратного формата воспринимается, как горизонтально вытянутая. Одинокая фигура юноши на картине «В саду» находится слева, но благодаря расположению семи (по числу классических планет) яблок из общего колорита проявляются лица и фигуры духов, которыми наполнен сад, и уравновешивают ее.

В живописном решении даже непрофессионал с удовольствием отмечает приметы стилей Сезанна, Матисса, Модильяни. Но, скажем, «матиссовский» контур у Е.Архиповой неумолимо певуч, а чистый однородный цвет оказывается на поверку сложнейшим сплавом, каждый участок которого можно было бы заключить в отдельную раму и выставить в качестве беспредметной композиции. Однако, дело не в играх с формой, какими бы тонкими они ни были. Все это лишь способ передать эмоцию. И уникальность этих полотен в том, что автору удалось изобразить… счастье. Буквально, не в расхожем, а в прямом, фаустовском, смысле – остановить мгновение. Мгновение ни до, ни после которого, ничто не имеет значения. Счастье, которое человеку дано испытать лишь во сне, настолько полное и абсолютное, что оно способно вместить в себя все – радость и скуку, блаженство и пронзительное предчувствие, томление духа и пьянящее чувство собственной телесности, безбрежную свободу и гудящий огонь чувственности.

Живопись Е. Архиповой фигуративна, предметна, но изображаемое есть одно из изобразительных средств, инструмент эмоционального воздействия. При этом художник полностью властвует над зрительским восприятием.

Это ярко проявляется в портретах. Изображая своего конкретного современника, одетого в сегодняшний костюм, она как бы вынимает его из течения времени, погружает в медитативное молчание, одинаково внятное людям всех веков – в тишину души, куда не доносится шум окружающего мира. И в то же время не оставляет зрителя в состоянии блаженного покоя – ее «Девушка в зеленом свитере», «Девушка с зелеными глазами», символы утонченной, экзотической женственности - щемяще тревожны.

И даже натюрморт, эта рабочая лошадка учебных классов, предельно и таинственно эмоционален. Притом, что почти нарочито ограничен самыми заурядными предметами. «Яблоки и перцы» – величаво грозны. Аскетизм и отстраненность «Бутылки и сухого букета» неожиданно звучат торжественной пышностью.

Если бы все и всякие «измы» в наше время не выглядели старомодным шарлатанством, стиль, в котором работает Е. Архипова, можно было бы назвать «эмоционализмом».

«Многие пытаются раздражать нервы зрителя, вызывая в нем страх, отвращение, агрессию. Это уже не ново и никуда не ведет – только отупляет его восприимчивость. Я считаю, что у художника есть обязательство соблюдать некую психическую гигиену и не умножать негативное. Мир вовсе к нему не сводится. А шокировать, чтобы прикрыть собственную творческую пустоту, это неблагородно. К тому же шок ради шока, это, вообще, слишком дешево», – говорит она. Что ж, остается только согласиться с французским изречением: Стиль – это сам человек.

 

<< назад к публикациям