Художник Екатерина Архипова

публикации

Победы Екатерины Архиповой

Людмила Хромова
"Тихоокеанская газета", 24.08.2001

 

Екатерина Архипова – художник: закончила Екатеринбургское художественное училище, принята в Союз художников России, участвует в выставках, предпочитая групповым – собственные, персональные. Их уже было несколько: она показывала живопись, графику, фотографию. Ее выставки проходили в Находке, Владивостоке, Хабаровске. На будущий год Катя уже запланировала два творческих отчета: в галерее «Арка» во Владивостоке и в Екатеринбурге, в родном училище, которому в 2002 году исполнится 100 лет.

Она гордится тем, что училась именно в Свердловске, и перспективу в юбилейные дни в стенах дорогой альма–матер представить себя как художника – профессионала принимает как честь и огромную ответственность – ведь ей придется отчитаться за десятилетие самостоятельного плавания с дипломом живописца.

А история ее поступления в училище заслуживает упоминания. Когда она, решив учиться на художника, и, получив поддержку семьи, отпустившей ее из Находки на Урал, пришла со своими рисунками в известную всей стране профессиональную художественную школу, педагоги и вовсе не были в восторге от того, что она показала.

За ее плечами не было ни изостудии, ни художки, она рисовала много, но, как говорится, как Бог на душу положит. С такой подготовкой нечего было и думать о статусе студента – живописца. Ей предложили подучиться в художественной школе при училище. Она подучилась. Меньше года, но, благодаря исключительной работоспособности, и, буквально, одержимости, безраздельной самоотдаче за это время взяла от школы все, чему другие учатся четыре года. Педагоги удивились силе характера и целеустремленности, но, все – таки, трудно было предположить, что именно Архипова через несколько лет станет одним из ярких и интересных живописцев на своем курсе.

Я видела одну из ее студенческих работ: сложная многофигурная композиция. Гражданская война. Разрушенная старинная церковью В ней, лишенной света и благости – неотличимые друг от друга люди в темных одеждах, заполнившие храм, как заполнили бы барак, казарму – без внимания и уважения к обстановке, истории, искусству, красоте. Она писала композицию считанные часы, сразу – набело, без эскизов, этюдов, рискуя быть наказанной за то, что не работает, как рекомендовалось: медленно, поэтапно, советуясь с преподавателем.

В конце концов, педагогам пришлось признать за ней право работать в том режиме, который она сама себе создала. Никто бы не посмел упрекнуть ее в лени и поверхностности. Короче говоря, диплом Архипова защитила на «отлично», педагоги посоветовали продолжить образование в Санкт-Петербургской академии художеств: в нее верили, давали лестные оценки и надежные рекомендации.

Но после мучительных размышлений, после поездки в Питер – в эту северную Пальмиру, после встречи с рано погружающимся в ночь зимним Ленинградом, после знакомства с академией, Катя все-таки решила: надо ехать домой в Находку, в край ярких красок и ослепительного солнца, надо работать.

До сих пор она полагает, что это был верный шаг, хотя признает, что так рисовать, как выпускники академии, прошедшие университеты города на Неве – одной из признанных культурных столиц мира, она никогда не сможет: значение школы отрицать не приходится. Это знают все художники. Но они также знают, что школа вовсе не залог успеха и творческой состоятельности. Конечно, то, как работает художник – очень важно, но ведь не менее важно и то, что он делает, о чем говорят его картины, что у него за душой.

Художник должен быть личностью, иметь характер, у него должна быть биография.

Катина жизнь началась в Александрии, в Египте. Вокруг новорожденной русской девочки звучала иноязычная французская речь. Ее родители – однокурсники, встретившиеся и получившие образование в Свердловске, оказались на земле древнего Египта как молодые специалисты-переводчики. Жгучее южное солнце, надо полагать, у Кати в крови. Как и горячий энергичный нрав южанки.

Ей нужно много света, нужны сильные чувства, нужен кураж, ощущение безграничности собственных возможностей. Скажете ей, что у нее что-то никогда не получится – и она разобьется в лепешку, но докажет и вам, и себе, что получится!

– Главное было – добиться победы над собой, – пытается она объяснить мне, как достался ей на городских соревнованиях по теннису кубок лидера.

Летом 2001 года Катя добилась в напряженной борьбе, с не менее честолюбивыми соперницами, права называться первой ракеткой Находки, (и уже, замечу, не в первый раз). В большой теннис играет около десяти лет, и были времена, когда девушка не уходила с корта, пока был виден летающий мячик: сотни часов самозабвенной увлеченности во имя мастерства и победы. Такой характер. Она решительная, быстрая, ловкая, любит особость, выделенность.

Кстати, в Находке ее, наверное, многие знают как автомобилиста ( в семье две очень не новые машины), ее можно увидеть за рулем заслуженного отечественного ГАЗа, едва ли не Катиного ровесника. Свои первые километры этот неуклюжий, но сверхпроходимый раритет пробежал по пескам Сахары, потом на нем Катины старшие родичи ездили по дорогам Урала и Сибири, и уже десять лет Катя в семье – самый незаменимый и востребованный водитель. Машина довольно тяжела в управлении, но зато надежна и испытана – при поездках по никогда не знавшим асфальта дорогам – ей просто нет равных.

Я имела удовольствие наблюдать Катю за рулем: она уверенна, нетороплива, очень внимательна к дороге. Вполне профессиональный водитель.

Вокруг Находки немало прекрасных живописных бухт, выразительных скал и сопок, очаровательных полян – и все эти райские уголки не раз посещались семьей, и не раз попадали в объектив Катиного – тоже старого, верного, испытанного – отечественного «Зенита».

Дорогие, родные, привычные, любимые: места, вещи, люди. Во всем память, часть души, личная история.

Ее старшая сестра, Марина – историк, инициатор, организатор и энтузиаст единственного в Находке и Приморье класса «вальдорфской педагогики». Это система воспитания детей с развитым чувством собственного достоинства, воспитания людей, которые хотят и могут быть счастливыми, которых учат развиваться и учиться всю жизнь. Впрочем, это – тема долгого и отдельного разговора.

Что касается нашей героини – художника Екатерины Архиповой – то обаяние умерших времен часто становится для нее толчком к созданию циклов работ, причем то, что она страстно желает рисовать, ей рано или поздно заказывают.

Так, сейчас она работает над настенным многолистовым календарем на 2002 год «Слава флота российского» для Приморского морского пароходства: прекрасная возможность осуществить очень давнюю мечту – писать легендарные парусные суда XVIII века.

А год назад хозяйка салона «Ностальгия» заказала Архиповой серию работ под условным названием «Чеховский Владивосток»: лиричный, романтичный, продутый ветрами молодой город конца XIX века. Этот Катин Владивосток можно в любое время увидеть в кафе «Вишневый сад»: ее работами оформлен интерьер.

Последние несколько лет Катя живет одновременно в двух городах, и не готова отдать предпочтение ни одному из них. В Находке – дом, родители, друзья, теннис, машина, любимые пляжи, сопки, леса, знакомые; во Владивостоке – мастерская, выставки, галереи, заказы, более широкие возможности для продажи картин, необходимые любому художнику встречи с теми, кто понимает, любит и ценит живопись. Во Владивостоке – контакты и связи, обретение новых тем, поклонников и новые, неожиданные, но закономерные повороты судьбы, новые победы.

 

<< назад к публикациям