Художник Екатерина Архипова

публикации

Когда звучит... живопись

Мария Ершова, искусствовед
"Вечерний Екатеринбург"
20.12.2002

 

Матисса как–то спросили, зачем он учится играть на скрипке. Художник с улыбкой ответил, что если перестанут покупать его картины, то он будет выражать себя в музыке.

Екатерина Архипова – молодая, талантливая художница, выпускница Свердловского художественного училища. Играть на скрипке она не училась. Но когда вглядываешься в ее живопись, возникает странное ощущение, будто цвет переходит в ясную и чистую мелодию. И эта черта архиповского письма, на мой взгляд, особенно притягательна...

Около полусотни живописных и графических работ художницы проделали длинный путь от Находки до Екатеринбурга. Сегодня екатеринбуржцы могут полюбоваться ими в здании Сбербанка на улице Московской, а недавно она успешно выставлялась в Галерее Одоевского.

Конечно, учеба в училище дала Екатерине опору в плане мастерства. Но необходимо было оттолкнуться от академического канона, от прежней системы рисования, чтобы обрести собственную речь с неповторимой интонацией. В пластике героев ее работ и в отношении к цвету можно уловить влияние постимпрессионизма, в особенности Сезанна и Гогена. Но, возможно, этим надо было «переболеть», чтобы идти дальше. Она обращается к традиционным жанрам – натюрморт, портрет, пейзаж – и создает, размывая жанровые границы. Реалистичные натюрморты с чайниками, бутылками, драпировками начала 1990–х соседствуют на выставке с полуфантастичными, «гофмановскими» по духу композициями последних двух лет.

Еще одна тема в творчестве Архиповой – обнаженные на фоне природы. В этих работах угадывается мечта о мифологическом золотом веке, романтическая устремленность к идеалу. Тела обнаженных мужчин и женщин прекрасны, целомудренны и почти бесплотны. В них нет и намека на тяжесть и грубость реальной жизни. Неожиданные ракурсы, акценты на силуэте сближают эти картины с полотнами Петрова-Водкина. Но у классика мы видим «горящие» контрасты красного и зеленого (вспомним «Купание красного коня»), а здесь все строится на нежных сочетаниях золотисто – розовых, лавандовых и фисташковых цветов. В этих переливах теплых и холодных тонов – музыка, полная нюансов и тонких модуляций.

Как творческий человек Екатерина ищет новые темы и сюжеты, пробует разные техники. Так появляются графические листы, балансирующие на грани реальности и вымысла...

На темно–зеленой поверхности старинной бутылки отразился сказочный город с домиками из красного кирпича. Фон сгущается, размывая границы предметов, окутывая их таинственной фиолетовой дымкой. Мы словно погружаемся в «другую» жизнь обычных вещей.

Понять искусство не легче, чем понять пение птиц. Но неравнодушный зритель непременно услышит мелодику живописных и графических работ Екатерины Архиповой, поймет и полюбит.

 

<< назад к публикациям